Размер шрифта
Цветовая схема
Обычная версия сайта
Профилактика детского травматизма

«Безопасность – залог здоровья»

Травматизм является серьезной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Проблемы в данном случае выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной, как личного самосохранения здоровья, так и бережного отношения к здоровью других людей.

Мероприятия по профилактике травматизма предусматривают:
  • Со школьниками младшего возраста проводятся беседы, в которых может принять участие врач, медицинская сестра, учитель, представитель ГИБДД и др. Материал излагается в форме, предусматривающей возможность задать детям вопросы, выслушать их ответы. Максимально следует использовать различные наглядные пособия: картинки, иллюстрации в книгах, плакаты, листовки. Для учащихся младших классов эти материалы доходчивы и убедительны.
  • Дети среднего школьного возраста располагают полными знаниями о мерах профилактики травматизма. В работе с этой возрастной группой главное – формирование у детей правильного отношения к возможным опасностям, к правилам поведения, препятствующим получению травм. До сведения школьников доводятся все случаи получения травм не только на территории школы, но и вне ее стен. На классном часе разбираются причины травмы, определяется вина пострадавшего, присутствующих, возможные варианты поведения, помогающие избежать травму.
  • Содержание работы по профилактике травматизма с учащимися старших классов мало чем отличается от работы со взрослым населением. При этом особое внимание следует уделить предупреждению травм при занятиях спортом.
Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:
  • соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процессов в школе;
  • организация дежурства педагогов;
  • организация подвижных игр на переменах;
  • выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;
  • организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;
  • проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.

Для предупреждения травм при занятиях физкультурой и спортом, а также при проведении различного рода спортивных мероприятий необходимо помнить и выполнять следующие мероприятия:

  • Запрещается проведение занятий, тренировок в отсутствии инструктора, тренера, преподавателя.
  • Занимающиеся должны быть распределены на группы по возрасту, состоянию здоровья, физической подготовленности.
  • Не допускать к занятиям и соревнованиям лиц, не прошедших врачебного обследования.
  • Перед выполнением основных упражнений и перед соревнованиями проводить разминку с целью подготовки организма к предстоящим нагрузкам.
  • Не допускать сильного переутомления, состояний, способствующих получению травм. Следить за состоянием и силами занимающихся в процессе занятий, тренировки и на соревнованиях.
  • Обеспечить меры безопасности при выполнении упражнений и тщательное выполнение правил помощи, страховки и самостраховки.
  • После перенесенного заболевания, травмы или долгого перерыва не допускать занимающихся к занятиям без врачебного обследования.
  • Следить за чистотой спортивной формы, не допускать на занятия лиц, не имеющих соответствующих данному виду спорта формы и обуви.
  • Обязывать занимающихся пользоваться защитными приспособлениями, соответствующими для данного вида спорта (щитки, налокотники, наколенники, перчатки, бинтование суставов и пр.).
  • Обеспечить систематический санитарно-гигиенический надзор за спортивными сооружениями, снарядами и оборудованием.
  • Проводить занятия и соревнования в строгом соответствии с температурными метеорологическими нормами.
  • Перед началом занятий и соревнований тренеру, инструктору или преподавателю лично проверить:
    1. Состояние зала, площадки, катка и других спортивных сооружений, устранить обнаруженные дефекты. Если же их невозможно устранить, отменить занятия или соревнование;
    2. состояние инвентаря и оборудования, особое внимание обратить на соединения или крепления, винты и т. д., а также наличие в непосредственной близости от них каких-либо посторонних предметов, камней, проволоки и т. д.
    3. правильную установку снарядов и соответствие их возрастным группам.
  • Пресекать малейшие проявления недисциплинированности при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
  • Преподавателям и тренерам изучить правила оказания первой помощи при травмах и уметь оказать первую доврачебную помощь.
  • Вести точный учет травм с анализом причин их возникновения и принятием мер для их предупреждения.

Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода через улицу.

Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

Ушибы и удары могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.

Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.